понедельник, 3 августа 2009 г.

Многие спрашивают: а как у вас с кризисом?

Если коротко: с кризисом у нас все нормально. Понятно, что в Германии многое изменилось с осени 2008 года. Если во всем мире начались финансовые встряски, то это не может не затронуть экспортно-ориентированную экономику ФРГ. Так что кризис пришел в Германию также, как и в другие страны земного шара.
В начале надо сразу сказать, что кризис по разному затрагивает разные слои общества. Я не могу рассказать о всех профессиях по отдельности, просто потому, что мой круг общения, как и у всех нас, ограничен. Но благодаря множеству контактов по всей Германии я могу написать о ситуации в целом и сделать какие-то свои предположения.

Чтобы понять ситуацию достаточно просто посмотреть на некоторые цифры. Объем экспорта Германии в апреле 2009 года снизился на 28,7 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Падение стало рекордным за всю историю существования ФРГ, то есть это самое сильное падение за все послевоенное время. Понятно, что это среднее значение, которое было по разному поделено между компаниями. Есть фирмы, которые вообще рады и счастливы потому, что не справлялись с безбашенным ростом (а он был и не стоит это забывать). Есть те, оборот которых упал на 50-80 процентов. А есть те, которых уже нет — обанкротились (тут нельзя забывать о том, что их доля рынка кому-то перешла). Также есть фирмы, у которых все нормально, но которые жалуются потому, что кризис — это хорошая возможность пожаловаться и попросить государственную поддержку (например в виде налоговых поблажек).

Если спрос на продукцию упал, то фирмам приходится увольнять персонал. Если человек проработал в Германии как минимум 12 месяцев (за последние три года) и платил взносы по страховке по безработице, то после увольнения он может получить пособие. Оно составляет примерно 60 процентов от последнего заработка и платится в зависимости от возраста максимально 18 месяцев. Чтобы предотвратить массовые сокращения правительство придумало хитрое решение. Компании сокращают рабочее время на 20 процентов в неделю, а государство возмещает сотруднику большую часть от потери по зарплате. То есть зарплата сотрудника, который работает на один день в неделю меньше уменьшается только на 8 процентов. Очень многие крупные компании сократили таким образом рабочее время своих сотрудников, ввели так называемую «короткую» работу (с нем.: Kurzarbeit).

Уволили же в основном тех, у кого был временный контракт. В основном это рабочие. Уволить сотрудника, с таким контрактом проще всего. Точнее его даже не нужно увольнять, ему просто не продливают контракт.

Пока кризис вообще не затронул например тех, кто пишет диссеры в универах. У них нет ни проблем с зарплатой, ни с какими-либо сокращениями рабочего времени. Очень многие люди с высшим образовнием в Германии рассматривают сейчас именно этот вариант, как возможность пересидеть кризисное время.

А так я и сам попал под кризисный каток и после написания и защиты диплома в одной крупной компании, орудующей по всему миру, не был взят на работу. Тут дело просто в том, что компании получают распоряжение сверху и никакие решения снизу просто не принимаются. Решение сверху называется: никого не берем, никаких исключений. И я считаю, что это правильно — это честно по отношению к тем, кого уволили или кому сократили рабочее время и зарплаты. Да и понятно, что если бы они меня взяли на работу, то на плохих условиях, а кому это надо? Так что и выпусникам досталось. Из моих друзей все кроме меня остались в университетах писать докторские. Но это не мое и я предпочел длительные поиски работы. О поисках работы в кризисных условиях напишу отдельно.

Теперь о моих предположениях. Помоему вариантов развития событий в Германии только два — или все рассосется или настанет полная ж... Второе считаю маловероятным (или очень хочу считать маловероятным). Но у меня есть знакомые, которые считают, что именно это произойдет в ближайшие несколько месяцев. Я придерживаюсь больше теории о «подконтрольном обрушении» пирамиды, которая была построена в глобальном финансовом секторе и о том, что экспорт Германии через пару лет снова достигнет уровня конца 2007 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий